Мусорный полуостров под названием Крым
Точное количество отходов на полуострове не знает никто. В 2009 году было зафиксировано 28 действующих свалок, на которых скопилось более 70 миллионов кубометров мусора, это около 27 миллионов тонн. Спустя десять лет эта цифра точно больше. На полуострове более 700 несанкционированных свалок. Действующие официальные полигоны растут ввысь каждый день. Что делать с отходами, насколько плачевна ситуация в Крыму и какие меры могут предпринять жители полуострова? Эти и другие вопросы мы задали президенту Крымской академии наук Виктору Тарасенко.
— Мы часто слышим о проектах заводов, линий переработки, но не видим результатов. Инвесторы неохотно идут в Крым? С чем связана такая ситуация?
— Есть желающие работать на полуострове. К примеру, недавно я слушал доклад представителя одной московской компании. Он рассказывал о технологии, которая позволяет на 100% утилизировать и перерабатывать мусор. Мы поддержали эту технологию, она полностью исключает накопление мусора в таких масштабах. Причём это не мусоросжигание, мы всегда были против. Это пиролиз — получение газа, нефти, твёрдого порошка углерода и продуктов, которые можно использовать в дальнейшем, а также банальные тепло и электроэнергия. Кроме того, шла речь и о создании экотехнопарка, который пора где-нибудь создать. Я предлагаю сделать пилотный проект экотехнопарка в восточном Крыму. Необходимо построить завод по переработке бытовых отходов и строительных материалов, органики. Всё это нужно перерабатывать после сельскохозяйственных работ. Конечно, нужно что-то делать с отходами Камыш-Бурунского комбината. Мы давно занимаемся этим, так как это серьёзная экологическая угроза. Накоплено большое количество железистых шламов. Их можно переработать в хороший железорудный концентрат и использовать для дела на заводе «Залив», к примеру. Мы получили рекомендацию Совета министров Крыма о том, что можно готовить документы, проходить согласования, чтобы приступить к этому проекту. Необходимо экономическое обоснование в первую очередь. Сергей Валерьевич Аксёнов поддерживает многие инициативы, главное, чтобы был инвестор, были технологии. Возможно, нам удастся что-то сделать в этом направлении. Но опять же. Инвесторы внимательно оценивают обстановку в Крыму. И далеко не всегда есть хорошие примеры.
— Возможно, вы имеете ввиду ситуацию в селе Тургенево в Белогорском районе? Насколько я знаю, там работала компания «Инсайт», всё делалось, так сказать, по уму, но потом ситуация изменилась. Теперь мы видим только мусорную гору.
— То, что творится в Тургенево, — это страшное дело, надо переходить к другим технологиям. Более того, под эту свалку просят выделить ещё больше земли. Я ответил на это, что уже есть пирамида Хеопса из мусора. Всё, что было создано компанией «Инсайт», уничтожено. Они работали как раз по тем технологиям, которые так нужны Крыму. Пытались утилизировать мусор, установили генератор, работающий на мусорном газе. Да, он был маломощный, но это был прообраз установок, которые могли бы работать ещё эффективнее. Это был первый нормальный полигон на полуострове, который соответствовал требованиям Киотского протокола.И что мы видим теперь? «Инсайт» убрали, если говорить обывательским языком. И теперь там просто валят и валят мусор. Да, руководство полигона заявляет, что дополнительные территории нужны для установки оборудования, которое позволит заняться переработкой. Но вы уверены, что это правда? Не очередной блеф? Есть поводы думать, что ничего этого не будет.
— Получается, что складирование мусора — это возможность для кого-то заработать на богатую жизнь, при этом через 10-20 лет нас завалит своими же отходами?
— Совершенно правильно. К примеру, далеко не все автомобили проезжают через весы. Это позволяет больше зарабатывать на мусоре. Есть и другие способы. Складирование мусора — отличный бизнес. Сортировка и переработка стоят дороже, поэтому мало кому это интересно. Но мы должны думать о будущем, о том, каким будет полуостров. Давайте помнить и о тех, кто живёт рядом со свалками. Например, в Тургенево жуткая вонь, очень грязно, мусор летает по округе. Сейчас полигон в Белогорском районе повторяет судьбу Гаспринского или Алуштинского. Мы создаём внушительное по размерам захоронение мусора, которое никуда само не исчезнет.
— Кстати о людях. Глава правительства Крыма Сергей Аксёнов с 18 июня запретил вывозить отходы на мусоросортировочный завод в Каменке. Жители этого района активно боролись против завода. Но ведь где-то такое производство нужно ставить?
— Симферопольцы были недовольны, и их можно понять. Кто захочет, чтобы у него под окном был мусороперерабатывающий завод? Так уж получилось, что город догнал и перегнал свалку — жилые дома выросли со всех сторон от полигона в Каменке. Решение — три-четыре завода в разных районах полуострова, вдали от сёл и городов. Мы могли бы поставить крупные предприятия, где было бы всё продумано до мелочей. Так многие делают в мире. Например, из органических отходов получать органическое топливо. У нас есть проблема — иловые площадки вокруг очистных сооружений. Они расположены в Керчи и Симферополе, в других городах. Там сотни тысяч тонн органики, а это как раз тот продукт, который позволяют получать различные смеси, а также газ и нефть. Очень рентабельно этим заниматься. Это, к счастью, понимают в администрации президента, на региональном уровне, ОНФ в Крыму.
— А сами крымчане готовы к сортировке мусора? Или мы пока не сможем сортировать мусор, следить за порядком?
— Нужно работать в этом направлении, пока сложно судить однозначно. Кстати, в США, Японии, Германии тоже были свои сложности. Нет такого, что вдруг все начали идеально сортировать мусор, складировать его правильно. Одна из важнейших задач сегодня — это работа с населением. Воспитательная, просветительская работа на пилотных проектах в отдельных микрорайонах. Людей нужно научить, привить вкус к раздельному сбору и т. д. Конечно, не сорить и не разбрасывать. Нам нужна элементарная культура поведения. Когда внутри человека уже заложено, что грязь — это нарушенное здоровье и угроза последующим поколениям, тогда он будет стараться выполнять все правила.
— Если сравнивать Крым с другими регионами России, насколько всё плохо у нас? Нам кажется, что в Крыму много свалок, нет сортировок, мы застряли на одном месте, никуда не двигаемся. Так же в других регионах? Или есть примеры, где решают эти проблемы, где есть сортировка или переработка?
— Я участвовал в мероприятии, на которое приехали представители других регионов, выступал наш президент Владимир Путин. Везде всё одинаково. Из всех регионов мы слышали примерно идентичные доклады. Везде безобразие, как бы печально это ни было. Всё-таки превалирует хищнический подход, к сожалению.
Но простое сваливание мусора в кучи нужно рассматривать как экологическое и социально-экономическое преступление. И вроде говорят эксперты о том, что нужно ставить оборудование для работы с газом на свалках, делать, как в Европе, а результата нет. Не всё так просто. Сложно резко изменить положение дел, когда накоплены миллионы кубов мусора. Но мы не должны молчать. В наших интересах двигаться вперёд, вводить инновации, требовать изменений. Начать можно с себя, с разумного потребления. Банально не бросать в урну пластиковые бутылки с закрученными крышками, реже пользоваться полиэтиленовыми пакетами. И верить в то, что чиновники обратят внимание на эту катастрофу, а инвесторы захотят строить заводы по сортировке и переработке отходов.
Валентина ВАСИЛЬЕВА. Газета «Крымская правда» от 26.06.2019г.