Обращение к МЕДВЕДЕВУ Д. А., ДОНСКОМУ С. Е., АКСЕНОВУ С. В.
Председателю Правительства Российской Федерации
МЕДВЕДЕВУ Д. А.,
Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации
ДОНСКОМУ С. Е.,
Исполняющему обязанности главы Республики Крым
АКСЕНОВУ С. В.
Обращение
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемый Сергей Ефимович!
Уважаемый Сергей Валерьевич!
Ученые, специалисты в области охраны природы, сотрудники заповедников и национальных парков, представители экологических общественных организаций Крыма, других регионов России в марте 2014 года обратились к Президенту Российской Федерации В. В. Путину с просьбой поддержать предложение о переподчинении всех заповедников, Национального парка «Чаривна гавань», других особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Республики Крым, которые ранее относились к территориям природно-заповедного фонда Украины общегосударственного значения, федеральным органам власти России.
Такую же позицию занимает и Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, которое направило органам власти Республики Крым предложение о передаче всех крымских заповедников и других ООПТ, ранее имевших в Украине общегосударственной статус, в федеральное подчинение.
Такая позиция находится в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», согласно которому заповедники и национальные парки относятся к территориям федерального значения и управляются федеральными государственными бюджетными учреждениями.
Таким образом, все крымские заповедники и национальный парк «Чаривна гавань» в соответствии с действующими законами Российской Федерации и статусом, который они имели на Украине, должны перейти под федеральное управление.
Столь очевидная оценка ситуации в настоящее время поставлена под сомнение представителями крымских властей. Об этом свидетельствует их фактический отказ в согласовании предложения Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации о переподчинении всех заповедников, национального парка «Чаривна гавань»,
ряда других особо охраняемых природных территорий Республики Крым федеральным органам власти Российской Федерации.
Первым в ряду организаций, не согласовавшим документ о передачи заповедников в федеральное подчинение, стал Республиканский комитет по лесному и охотничьему хозяйству (Рескомлес).
С 26 марта 2014 года, по решению Государственного Совета Республики Крым, заповедники и национальный парк были переданы под управление Рескомлесу. На тот момент это решение было правильным в силу сложившейся ситуации и, по сути, было вынужденным.
Сегодняшние же попытки Рескомлеса сохранить в своем подчинении заповедники, по нашему мнению, абсолютно недопустимы в силу очевидной некомпетентности этой организации в природоохранном деле. Об этом свидетельствует имевший место ранее печальный опыт такого подчинения, когда Крымский природный заповедник был передан под управление Рескомлесу (1992–1999 гг.). За это время произошло катастрофическое снижение численности охраняемых животных (оленей, муфлонов, грифов, сипов и др.), в разы уменьшилось финансирование, снизился уровень охраны территории, научный отдел полностью лишился поддержки. И самое вопиющее – начались лесохозяйственные работы, несовместимые с заповедным статусом.
Если такое подчинение заповедников сохранится, то крымские заповедники могут надолго (если не навсегда) потерять свой высокое природоохранное значение, да и сам смысл своего существования. Это очевидно в особенности в отношении степных ООПТ Крыма – Национальный парк «Чаривна гавань», Опукский природный заповедник, Казантипский природный заповедник – имеющих первостепенное мировое природоохранное значение.
Пять заповедников имеют в своём составе морскую акваторию, которая в соответствии с законом должна относиться только к федеральной юрисдикции. Подчинение этих заповедников республиканским органам власти делает невозможным эффективную охрану их акваторий, а национальный парк «Чаривна гавань» нуждается в создании заповедной акватории, что соответствует как природоохранной ценности, так и статусу заповедного объекта.
Крым является одним из признанных на мировом уровне глобальных центров биологического разнообразия – одним из девяти в Европе и пятым в России. Сохранение этого ценнейшего биологического разнообразия обеспечивают крымские ООПТ – и, прежде всего, заповедники и национальный парк. В их составе находятся водно-болотные угодья, находящиеся под международной охраной (Рамсарские угодья). В степных ООПТ Крыма сохраняются наиболее репрезентативные участки естественных степей, почти полностью утраченных в настоящее время на территории Европы. Национальный парк «Чаривна гавань» на Тарханкутском полуострове и Караларская степь на Керченском по площади, занимаемой природной растительностью, одни из самых больших в Европе.
Ценность уникальных природных комплексов, охраняемых в крымских заповедниках и Национальном парке «Чаривна гавань», несомненна и подтверждена многолетними научными исследованиями.
Кроме того, два самых больших заповедника Крыма – Крымский природный и Ялтинский горно-лесной природный заповедники являются крупнейшими водосборными бассейнами полуострова, поставляющими высококачественную питьевую воду не менее чем полумиллиону крымчан, включая жителей Севастополя, Ялты и Симферополя. Это естественные лаборатории, в которых происходит очистка воздушной среды главных рекреационных центров Крыма – Большой Ялты и Алушты.
Заповедники и Национальный парк «Чаривна гавань» являются основой крымской системы особо охраняемых заповедных территорий. В то же время, все они испытывают серьезные проблемы:
- пять из шести заповедников (Казантипский, Опукский, Ялтинский горно-лесной, Крымский, Мыс Мартьян) и национальный парк «Чаривна гавань» до сих пор не имеют закрепленных законом границ, вынесенных в натуру, у всех заповедников нет (даже в проекте) буферной охранной зоны, неотъемлемой части любого заповедника;
- все заповедники и национальный парк имеют низкий уровень финансирования, не позволяющий обеспечить элементарный уровень охраны территории. Как следствие – постоянные нарушения заповедного режима и браконьерство;
- все заповедники постоянно подвергаются давлению местных властей и влиятельных частных лиц, стремящихся использовать заповедные территории в хозяйственных или иных целях, несовместимых с их главной задачей – сохранением дикой природы.
Корни этих проблем известны – пренебрежение законами, некомпетентность киевских и местных чиновников, и коррумпированность местной власти.
Ни власти Украины, ни власти Крыма не смогли обеспечить эффективное управление заповедной системой Крыма. Более того, постоянно предпринимались попытки урезания заповедников. Эти действия инициировались высокопоставленными лицами в Киеве и Симферополе, а зачастую руководителями местных органов власти. Среди таких действий – решение крымского правительства Могилева о продаже (!) 10 га заповедных земель вблизи крупнейшего водного источника Хастабаш, питающего Ялту, выделение Симеизским поссоветом участков Ялтинского горно-лесного природного заповедника под застройку. В центре Национального парка «Чаривна гавань» каким-то
«чудесным» образом (якобы по ошибке, которую, тем не менее, никто не собирается исправлять) оказались паи сельчан одного из северных районов Крыма, которые были тут же выкуплены одним из бизнесменов, приближенных к чиновничьему аппарату.
Наиболее вопиющим действием является попытка отчуждения около 700 га уникальных южнобережных земель Ялтинского горно-лесного природного заповедника. В подготовке и продвижении этого решения в 2012-2013 гг. участвовали высокопоставленные чиновники Киева и Симферополя, стремящиеся легализовать старые самозахваты и получить новые земельные участки под настройку.
Многие из этих чиновников продолжают работать в органах власти в Крыму. Именно эти люди сегодня строят препоны предлагаемому переподчинению заповедников, ставят под сомнение ценность заповедных земель. Предлагается целая программа переаттестации всех крымских заповедников с пересмотром их границ и т.д. Это свидетельствует только об одном – они хотят, занимая старые или новые должности в новых органах власти, продолжать решать свои личные проблемы, а не проблемы охраны природы Крыма. На наш взгляд, сегодня в органах власти Крыма нужны другие люди – отстаивающие приоритеты экологического и социального благополучия Крыма и сохранение его уникальной природы.
Сложившаяся ситуация требует решительных и срочных действий по преодолению неопределенности в отношении статуса заповедников и национального парка. Природа Крыма – национальное достояние России и достойна самого пристального внимания.
Просим Вас незамедлительно принять решение о передаче ООПТ Республики Крым, которые ранее относились к территориям природно-заповедного фонда Украины общегосударственного значения (включая шесть природных заповедников, 1 национальный парк и 13 заказников), в ведение федеральных органов власти.
Ответ просим направить по адресу:
Крымская Ресиубликанская Ассоциация «Экология и мир», ул. Кечкеметская, 188, к.1, г.Симферополь 295022, Республика Крым
С уважением,
Артов Андрей Михайлович, исполнительный директор Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир»;
Рудык Александр Николаевич, старший преподаватель кафедры геоэкологии ТНУ им. В.И. Вернадского, исполнительный директор Ассоциации поддержки биологического и ландшафтного разнообразия в Крыму «Гурзуф-97»;
Рыков Анатолий Ефимович, директор Национального природного парка «Чаривна гавань»;
Коллектив Казантипского природного заповедника (11 человек)
Иванов Сергей Петрович, д.б.н., проф. кафедры экологии и зоологии Таврического национального университета им. В.И. Вернадского;
Сац Марина Ивановна, к.б.н., начальник научного отдела Национального природного парка «Чаривна гавань»;
Дулицкий Альфред Израйлович, к.б.н., член Совета Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир»;
Горбунов Роман Вячеславович, к.г.н., преподаватель кафедры геоэкологии ТНУ им.
В.И. Вернадского;
Сикорский Игорь Анатольевич зав. сектором научной и эколого-образовательной работы — научный сотрудник Опукского природного заповедника;
Мильчакова Наталия Афанасьевна, к.б.н., заведующая лабораторией фиторесурсов, Институт биологии южных морей им. А.О. Ковалевского, г. Севастополь;
Болтачев Александр Романович, к.б.н., заместитель директора ИнБЮМ им. А.О. Ковалевского, Севастополь;
Садогурский Сергей Ефимович, к.б.н., заведующий лаборатории флоры и растительности Никитского ботанического сада;
Бескаравайный Михаил Михайлович, к.б.н., ст.науч.сотр. Карадагского природного заповедника;
Прокопов Григорий Анатольевич, старший преподаватель кафедры геоэкологии ТНУ им. В.И. Вернадского
Фатерыга Александр Владимирович, к.б.н., старший научный сотрудник Карадагского природного заповедника;
Будашкин Юрий Иванович, к.б.н. зав.лаб. зоологии Карадагского природного заповедника;
Потапенко Ирина Леонидовна, к.б.н., н.с. Карадагского природного заповедника;
Приложение
Природоохранное значение заповедников Крыма и их проблемы
- Лесные и южнобережные заповедники Крыма.
Лесные заповедники Крыма занимают площадь 52 200 га. Они включают горные леса из бука (восточная граница ареала этого вида), сосны крымской, сосны обыкновенной и эндемичного подвида сосны пицундской, трех видов дуба и многих других видов деревьев, кустарников и трав, более 250 из которых относятся к редким охраняемым видам. В заповедниках южного берега Крыма охраняются уникальнейшие средиземноморские растительные сообщества, в составе которых дубово-фисташковые и можжевеловые редколесья, леса из земляничника мелкоплодного. Леса Крыма имеют колоссальное климатообразующее, водоохранное, рекреационное и эколого- воспитательное значение. Фауна заповедных лесных и южнобережных заповедников Крыма включает более 150 охраняемых видов животных.
Ялтинский горно-лесной заповедник. Включает горные леса южного берега Крыма, горные луга и яйлы Крыма, имеющие колоссальное природоохранное и особенно водоохранное значение. Значительная часть заповедника находится в окружении густонаселенной местности с развитой инфраструктурой. Отсутствие охранной зоны и мизерное финансирование не позволяет обеспечить элементарную охрану природных комплексов. Случаются катастрофические пожары. Постоянны попытки захвата территории, нарушение охранного режима, браконьерство. На территории заповедника существует свалка бытовых отходов поселков Большой Ялты. При участии властей осуществляется попытка отчуждения части территории (как якобы потерявшей свое природоохранное значение), которая включает участок Южнобережья (протяженностью 5 км), прилегающий лесной, а также яйлинский массивы, площадью около 1 тыс. га. Время от времени возникают проекты организации в заповеднике полей для гольфа, горнолыжных и гоночных трасс, развлекательных комплексов и прочих объектов не совместимых с охраной природы.
Крымский природный заповедник. Самый большой по площади заповедник в центральной части Крыма с филиалом «Лебяжьи острова» в Присивашье. Охраняются горные леса, горные луга яйл, все виды крымских копытных, крупные хищные птицы: гриф, сип, филин. Находился под управлением президента Украины, поэтому был в относительно благополучном положении в отношении финансирования, но практически был закрыт для осуществления полноценного экологического мониторинга и осуществления научных исследований с привлечением авторитетных ученых. Был преврашен в место отдыха киевских чиновников, в основном из администрации президента Украины. Филиал в Присивашье испытывает проблемы с охраной территории и сохранении фауны водоплавающих птиц: лебедей, уток, гусей и чаек разных видов.
Заповедник «Мыс Мартьян». Самый малый из заповедников Крыма, расположен на южном берегу. Охраняется уникальный средиземноморский комплекс растительности, флора заповедника насчитывает 1124 вида, фауна – более 1300 видов. Морская акватория не охраняется. Фактически, это единственный, сохранившийся в близком к естественному состоянию, уголок крымского субсредиземноморья.
Карадагский природный заповедник. Известен как уникальный природный объект и одновременно как научное учреждение, природная лаборатория, где работают ученые с
мировым именем. Находился в подчинении НАН Украины, имел удовлетворительное финансирование. Располагается в окружении густонаселенной территории с развитой рекреационной структурой. До сих пор не имеет охранной буферной зоны. Не так давно с трудом удалось добиться запрета на добычу строительного материала карьерным способом на территории, прилегающей к заповеднику.
2. Степные заповедники Крыма.
Первостепенная ценность и уникальность степных заповедников Крыма состоит, прежде всего, в их относительно большой площади, что принципиально важно для сохранения степного биоразнообразия. Одна из ООПТ (Национальный парк «Чаривна гавань» – 10900 га) обладает собственной обширной территорией, а два других находятся в окружении обширных территорий с относительно хорошо сохранившейся естественной степной растительностью.
Редкие виды флоры, которые сохраняются здесь – это ковыли нескольких видов, катраны двух видов – коктыбельский и приморский, полынь Дзевановского и лук тарханкутский, колхикум крымский, орхидея анакамптис морио, штернбергия, тюльпаны
– Шренка, двуцветковый, Биберштейна, безвременник анкарский и многие, многие другие редкие и эндемичные виды.
Редкие виды фауны представлены крупными степными птицами: дрофа, стрепет, журавль, огарь, пеганка. Известно существование в присивашской степи уникальной популяции филина. Среди других охраняемых редких видов – розовый скворец, черноголовая овсянка, авдотка, большой кроншнеп, луговая тиркуша и др.
Фауна степных беспозвоночных включает многих редких насекомых, в том числе шмелей (пахучий, опоясанный, армянский), бабочек (махаон, подалирий, зегрис эфема), жуков (скарабей тифон, усач Мокржецкого) и др.
Морские побережья и озера степных заповедников представляют исключительную ценность как места обитания редких морских водоплавающих (баклан хохлатый, савка, огарь, галагаз, ходулочник, шилоклювка, морской зуек, кулик сорока) и хищных птиц (орлы, сокола).
Все перечисленные виды включены в различные (в том числе международные) списки охраняемых видов, а акватории включены в состав водно-болотных угодий, находящихся под международной охраной (Рамсарская конвенция).
Степи Крыма представляют особую ценность, поскольку обладают потенциальной возможностью реакклиматизации здесь диких копытных (сайгак, кулан и др.), которые представляют собой неотъемлемую часть степных экосистем и способны возродить их былое величие.
Некоторые участки заповедного побережья (в частности в Опукском заповеднике и в национальном парке «Чаривна гавань») имеют все предпосылки для реакклиматизации тюленя-монаха. В пользу этого свидетельствует научно подтвержденный факт обитания (уже на протяжении нескольких лет) в Опукском заповеднике серого тюленя.
Опукский заповедник. Заповедник на Керченском побережье Черного моря. Границы не вынесены в натуру, буферной охранной зоны нет. Недостаточная площадь морской акватории заповедника для охраны редких видов фауны, в том числе осетровых рыб. Финансирование незначительное. Имеют место постоянные попытки местных властей отторжения части территории с целью хозяйственного использования и строительства объектов интенсивной рекреации.
Казантипский природный заповедник. Заповедник на побережье Азовского моря. Охраняются уникальные ландшафты, прибрежная и степная растительность. Финансирование ничтожное. Научное обеспечение неудовлетворительное. Границы
морской части заповедника (56 га) не вынесены в натуру. Нарушение охранного режима связано с осуществлением рекреации. Более 500 га степи в центральной части заповедника были лишены заповедного статуса, здесь же была возобновлена работа по добыче нефти.
Национальный парк «Чаривна гавань». Расположен в западном степном Крыму, создан в 2009 г. с целью сохранения уникальной степной фауны, флоры и растительности, а также морской флоры и фауны, в том числе возможной реакклиматизации уникального представителя черноморской фауны – тюленя монаха, исчезнувшего в этих местах в начале 20 века. Администрация национального парка создана лишь в 2012 году. Парк является участником международного проекта восстановления первозданных степей Крыма путем реакклиматизации диких копытных (сайгаков и куланов). Границы не вынесены в натуру, прилегающая акватория моря не включена в состав парка. Парк постоянно испытывает попытки незаконного захвата территории и нарушения охранного режима со стороны как местных властей, так и частных лиц.