Симферополь – южная столица
Современные города и, особенно, крупные промышленно-городские агломерации испытывают мощную антропогенную нагрузку в связи с хозяйственной, рекреационной, коммунально-бытовой и другими видами деятельности. С промышленно-городскими агломерациями связан целый ряд экологических проблем – загрязнение территорий, эрозия почв, деструкция литосферы, активизация геодинамических процессов, перераспределения вещества и энергии.
Крымские ученые разработали Концепцию устойчивого развития Крыма и предложили Программу действий на пути к устойчивому развитию (Устойчивый Крым. План действий. Изд- во «Сонат». Киев—Симферополь, 1999 г.).
Для реализации этой программы, по мнению ученых, необходимо сохранять и развивать курортно-рекреационный потенциал Крыма, осуществить структурную перестройку экономики с учетом курортно-рекреационных приоритетов развития, создать рациональную территориальную организацию природопользования, сохранить природный заповедный фонд Крыма и многое другое, что позволит рационально использовать природные ресурсы — леса, воду, почвы, атмосферный воздух и т. д. и гармонизировать отношения человека с природной средой.
В этой программе указывается на необходимость экологизации генеральных планов городов Крыма, включающей продуманные архитектурно-планировочные решения, применение материало- и энергосберегающих строительных технологий, использование богатого исторического опыта предков и национальных традиций в градостроительстве. Среди приоритетных задач — создание основ видеоэкологии городов и поселков Крыма, фитомелиорации мест расселения, экореконструкции транспортной сети и промышленных предприятий.
Известная конференция ООН «Рио-92» настоятельно рекомендовала правительствам всех стран мира разработать стратегии устойчивого развития, имеющие целью социально направленное экономическое развитие наряду с охраной ресурсной базы и окружающей среды на благо нынешнего и будущих поколений. Правительства должны содействовать разработке законодательства по устойчивому развитию, основанного на разумных экономических, социальных и природоохранных принципах. В регионе с ухудшающейся окружающей средой невозможны здоровое общество и экономика.
Из истории крымской столицы
В феврале 1784 года князь Г.А. Потемкин представил на рассмотрение императрицы Екатерины II проект административного устройства вновь образованной Таврической области, присоединенной годом раньше к «державе всероссийской» царским рескриптом. По этому проекту предполагалось заложить на месте бывшего Старого Крыма, или Эски-Крыма, новый город с греческим названием Симферополь. «Сие наименование, — говорилось в проекте, — значит город пользы, а герб его – улей с пчелами, имеющий вверху надпись «Полезное». На следующий день, 19 февраля, представленный проект «матушка царица» утвердила.
Несколько месяцев сиятельного князя одолевали сомнения: там ли, в Старом Крыму, уже переименованном князем в Эски-Крым, нужно закладывать губернский город Симферополь? На слуху была громкая слава Солхата и Эски-Крыма с его памятниками, близостью к морю и феодосийскому порту. Смущало иное: удаленность Эски-Крыма от главных торговых путей и дорог, проходящих через полуостров.
К середине лета 1784 г. окончательный выбор князя по закладке нового губернского города склонился в пользу Ак-Мечети, — небольшого города, расположенного на обрывистом левобережье Салгира, вблизи его слияния с Малым Салгиром. Обе реки обещали обилие воды, не сравнимое с мелководной старокрымской речушкой Чурук-Су. Это ли не веский довод в пользу Ак-Мечети? А еще плодородная долина с трехсотлетними дубравами, панорамой гор и величественным Чатырдагом под облака…
Место будущего центра губернского города определилось как бы само собой: еще раньше его облюбовали для военного лагеря, сперва князь Долгоруков, затем Александр Васильевич Суворов. Потемкин поручил архитектору И.Е. Старову составить для этого конкретного места первый план Симферополя. А для начала, летом 1784 г. в ордере от 9 июля предпишет правителю области В.В. Коховскому «осмотреть и распорядить, откуда поблизости возить камень для строения у Ак-Мечети губернского города».
Итак, Симферополь – у Ак-Мечети!
Так что отцом и первым градостроителем Симферополя следует считать деятельного, неуемной энергии человека –князя Г.А. Потемкина, а первым «прорабом» В.В. Коховского.
Во исполнение веления сиятельного князя «прораб» поступил, конечно же, так, как поступают и в наше время предприимчивые прорабы: отыщет и заложит каменные карьеры в древних стенах и руинах Ак-Мечети и Неаполь-Скифского.
В 1984 г. Симферополь отпраздновал свое 200-летие. А по сути город, его камни, перекладываемые за века из старых стен в новые, гораздо старше всей нашей эры, если отсчитывать от основания Неаполь-Скифского. Он триединый, вобравший в себя двух предшественников: Ак-Мечеть и Неаполь-Скифский. Все три – свидетели крутых поворотов в судьбе Крыма.
Неаполь, или по-гречески Неаполис (новый город), столица позднескифского государства, просуществовал на территории полуострова почти семь веков – с III века до н.э. по IV век н.э. Он занимал территорию около 20 га, имел с южной стороны, защищенной обрывами, толстые, высокие оборонительные стены (толщиной от 2,5 м до 6,5 м и высотой 5-8 м), двое ворот, мощные башни, жилые, хозяйственные и культовые сооружения, мавзолей, парадную площадь. Площадь украшало нарядное общественное здание с портиками, возможно, культового назначения. Под портиками, вероятно, стояли мраморные и бронзовые статуи, посвященные Зевсу, Афине и другим, позаимствованным у греков богам или своим, чем-то напоминающими греческие, — результат тесного, длительного общения с греками и их культурой.
Под ударами боспорских греков, сарматов, аланов, готов Неаполь в III веке н.э. пришел в упадок, жизнь в нем едва теплилась, а спустя столетие нашествие гуннских орд окончательно погубило город. Но среди руин его возникло и длительное время существовало греческое поселение, которое новые завоеватели – татары, постепенно заселявшие салгирскую долину, называли Керменчиком, малой крепостью.
Второй город, Ак-Мечеть (белая церковь) – административный центр одного из шести уездов (каймаканств) Крымского ханства – просуществовал как самостоятельная градостроительная единица с XIV по XVIII век, до слияния его с Симферополем. Ак-Мечеть получила свое название от соборного мусульманского храма Кебир-Джами, построенного, как гласит настенная памятная надпись, в 1508 г. и часто подновляемого известковой побелкой, что в те времена было редким новшеством. Несмотря на существенные изменения, выпавшие на долю Ак-Мечети за сотни лет совместного с Симферополем «сожительства», в её планировке, сети узких кривых улочек и переулков сохранились черты восточного средневекового города, представляющие большой интерес для туристов, краеведов, историков, архитекторов.
Составленный в 1786 г. генеральный план Симферополя, решался в модной тогда, классической схеме – сочетанием трилучевой и прямоугольной системы улиц (рис.1 и рис.2)
Рис. 1 Симферополь в XVIII веке
Рис.2 Симферополь в XVIII веке
Основой градообразующей композиции предполагалась организация обращенной к Салгиру, к Суворовскому редуту (ныне здесь гостиница «Украина») застроенной общественными зданиями полукруглой площади с Александро-Невским собором на пересечении лучевых улиц. В процессе реализации плана города вносились обусловленные обстоятельствами изменения (в том числе снос собора и его восстановление уже в наши дни).
Много салгирской воды утекло за 200 с лишним лет. Хирел Неаполь, старилась Ак-Мечеть, а молодой Симферополь рос, раздавался вширь, вверх и хорошел. К 200-летнему юбилею ему уже было чем гордиться: высшие учебные заведения, техникумы, школы, дошкольные учреждения, театры и дома культуры, стадионы, десятки административных зданий, объекты здравоохранения, промышленные предприятия, около 800 улиц общей протяженностью более 400 км и более 360 тысяч населения, для которых только за два доперестроечных десятилетия в Симферополе построено жилья больше, чем за всю его предыдущую историю.
(Продолжение следует)
По материалам сборника «Устойчивый Крым. Симферополь – южная столица» под редакцией В.С. Тарасенко, изд. «Сонат», Киев – Симферополь, 2001.