Год экологии: «Хотелось бы ликовать, но не получается»
Каким был Год экологии и особо охраняемых природных территорий в новостях АСИ, что за это время удалось сделать для окружающей среды и при чем здесь плавучие атомные станции и рутений-106?
Несмотря на то, что 2017 год в России был объявлен одновременно Годом экологии и Годом особо охраняемых природных территорий, на протяжении всех 12 месяцев экологам приходилось отстаивать неприкосновенность заповедников и национальных парков. В ноябре Гринпис России удалось добиться отклонения поправок к действующему законодательству, разрешающих передавать участки заповедников и национальных парков в частную собственность в том случае, если это позволяет Земельный кодекс РФ.
После того как к кампании экологов за сохранение ценных земель присоединились тысячи сторонников Гринпис России, а исполнительный директор организации Сергей Цыпленков передал подписи президенту, в Министерстве природных ресурсов и экологии РФ пообещали исключить опасные поправки к законодательству об особо охраняемых природных территориях.
Кургальский заказник и «Северный поток-2»
Одной из горячих точек противостояния вновь стал Кургальский заказник, которому угрожает строительство газопровода «Северный поток-2». На предполагаемой трассе газопровода обитает много редких и исчезающих видов животных и растений, занесенных в Красную книгу Международного союза охраны природы России и Ленинградской области. В Гринпис России подчеркивают, что строительство газопровода противоречит законам «О животном мире», «Об охране окружающей среды», а также закону «Об особо охраняемых природных территориях», который запрещает в заказниках действия, противоречащие целям их создания или причиняющие вред природным комплексам.
Эксперты заявляют, что прокладка газопровода означает уничтожение всего живого в полосе шириной 85 метров и длиной приблизительно в 3,7 километра.
В декабре разработчики проекта заявили, что учли требования экологов и местных жителей, изменив технологию строительства и сократив ширину полосы отвода с планируемых 60-85 метров до 30-60. Экологи считают, что это не решает проблему, поскольку сплошная вырубка леса и строительные работы в любом случае нарушат природные комплексы Кургальского заказника. Кроме того, маршрут газопровода проходит слишком близко к островам заповедника «Восток Финского залива», угрожая редким морским птицам и балтийской кольчатой нерпе. Борьба за уникальные земли продолжается — законность строительства оценит Верховный суд РФ.
«Нумто» и «Сургутнефтегаз»
В Ханты-Мансийском автономном округе развернулась борьба против планов компании «Сургутнефтегаз» получить доступ к промышленному освоению водно-болотных угодий природного парка «Нумто». В 2016 году правительство региона изменило зонирование природного парка, позволив компании добывать нефть на водно-болотных угодьях «Нумто» — самом ценном участке парка. Гринпис России считает решение властей незаконным.
Против промышленного освоения парка активно выступают представители коренных народов, живущих на землях «Нумто», а также жители Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов.
Они считают промышленное освоение священной для них земли дискриминацией и нарушением международной декларации ООН о правах коренных народов. В феврале 2017 года представители коренных малочисленных народов призвали президента защитить природный парк.
Кое-что успели
Одной из организаций, ответственных за исполнение правительственного плана в контексте Года особо охраняемых природных территорий, был Эколого-просветительский центр «Заповедники». Наталья Данилина, директор организации, к итогам 2017 года относится сдержанно:
«По крайней мере, у меня нет ликующего чувства, которое выражают некоторые, но я также не могу сказать, что все было ужасно. Изменения, которые произошли для системы охраняемых территорий на сегодняшний день, — скорее печальные. При этом было создано несколько охраняемых территорий, завершилась многолетняя трудная работа. Наверно, есть какие-то положительные результаты в других сферах, связанных с экологией, но состояние управления федеральной системой охраняемых территорий вызывают большую тревогу. Нет сегодня у руля компетентных специалистов».
Плюсом прошедшего года Данилина считает то, что охраняемые территории «зазвучали» в СМИ и теперь о них знает гораздо больше людей:
Это важно, это то, чего мы хотели многие годы. Но получается палка о двух концах: просветители поработали классно, внимание к охраняемым территориям привлечено, но тревога лишь нарастает. Такое двойственное состояние — хотелось бы ликовать, но не получается.
Если оценивать итоги Года экологии по тому, какие результаты должны были быть достигнуты, то здесь ситуация явно не очень хорошая, говорит директор по природоохранной политике WWF России, доктор географических наук Евгений Шварц. В частности, на 2017 год было запланировано создание 11 новых федеральных особо охраняемых природных территорий и расширение двух существующих, но в действительности было создано всего четыре территории — национальные парки «Сенгилеевские горы» и Кисловодский (этот парк, фактически, был создан еще в 2016 году) и два заповедника — Васюганский и «Восток Финского залива» (проектировался под названием Ингерманландский). Реализовано около трети от задуманного, резюмирует эколог.
К сожалению, никто не собирается давать оценку причин выполнения или невыполнения плана мероприятий, запланированных на Год экологии, подчеркивает Шварц: «Это, наверно, характерно не только для охраны природы и лесного хозяйства, это общегосударственная проблема, но нам она хорошо видна на примере охраны природы: чиновники действуют из предпосылки, что никто не будет спрашивать с них то, что ими было обещано. Они обижаются, что кто-то пытается контролировать исполнение ранее данных ими обещаний и призывает их к ответу — будь это президент, правительство или гражданские организации».
Нельзя сказать, что в Год экологии ничего не было сделано, отмечает эколог. В частности, после нескольких лет согласования в правительство был внесен проект закона о государственной экологической экспертизе, оценке воздействия на окружающую среду и стратегической экологической оценке, говорит Шварц:
«Есть шанс, что этот законопроект теперь будет внесен в Государственную Думу, хотя его вряд ли успеют принять до конца года. А без принятия этого закона не вступит в силу закон о наилучших доступных технологиях. За этот закон долгие годы и боролось Минприроды, но в действие с 1 января он в полном объеме не вступит, потому что чиновники не сделали свою работу вовремя, не обеспечив заблаговременную подготовку подзаконных актов и нормативов ко вновь принимаемым законопроектам».
Неумение и нежелание доводить дело до конца является одной из наиболее серьезных проблем, которые выявил Год экологии.
К положительным результатам можно также отнести разработку проекта закона об экологической информации и порядке доступа к ней, а также утверждение концепции публичной нефинансовой отчетности, считает эколог: «На мой взгляд, эта концепция может существенно поспособствовать решению проблемы закрытости информации о выбросах и сбросах предприятий. Это крайне важно».
В WWF России подчеркивают, что за 2017 год так и не были приняты поправки в закон об охраняемых территориях, которые закрепляют исчерпывающий перечень заповедников, которые будут преобразованы в национальные парки, запрещают изымать земельные участки из ООПТ и менять их целевое назначение. Этот законопроект был принят в первом чтении еще в 2016 году. Кроме того, анализ выполнения поручений президента в области экологического развития, который провели экологи, показал, что из подписанных в 2012-2017 годах поручений была реализована только треть.
Защита животных
Несмотря на всероссийские акции, полтора миллиона подписей, переданных в администрацию президента, и акции протеста у стен Государственной думы РФ, в 2017 году так и не был принят закон об ответственном обращении с животными. Борьба защитников животных за принятие закона длится почти 20 лет, семь из которых документ находится в Государственной Думе РФ — первое чтение законопроекта прошло еще в 2011 году.
Вместо комплексного закона, принятия которого требуют граждане, депутаты ввели уголовную ответственность за жестокое обращение с животными и одобрили запрет на контактные тренировки охотничьих собак на притравочных станциях. Этот законопроект был отклонен Советом Федерации РФ: сенаторы решили, что притравка через сетку или стекло угрожает традициям национальной охоты.
Законопроект о запрете жестокой эксплуатации диких животных ради тренировки охотничьих собак стал всего лишь вторым документом, который в 2017 году одобрила Госдума, но забраковали в Совфеде. Первый закон запрещал размещение рекламы на квитанциях за услуги ЖКХ.
Сжигание отходов
В 2017 году стало известно, что в борьбе с отходами российские власти намерены сделать акцент на мусоросжигании. Совет при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил проект «Чистая страна». Власти планируют к 2021 году построить пять мусоросжигательных заводов общей стоимостью 243,4 млрд рублей: четыре в Подмосковье и один в Республике Татарстан. Эту практику планируется распространить на другие регионы страны.
По данным экологов, подконтрольная «Ростеху» компания «РТ-Инвест» планирует строительство мусоросжигательных заводов на курортах Черного моря и Северного Кавказа.
В Гринпис России считают, что проект «Чистая страна» не решит проблемы, связанные с отходами, и значительно ухудшит экологические условия жизни россиян.
Экологические организации создали альянс против сжигания мусора и за переработку отходов.
Ситуация с планами строительства в России мусоросжигательных заводов обсуждалась на встрече президента с членами совета по правам человека. Владимир Путин заявил о готовности рассмотреть более прогрессивные и безопасные методы обращения с мусором, чем сжигание. После глава государства направил в правительство, спецслужбы и надзорные органы указания по разработке реформ в области обращения с отходами.
Проблемы радиационные
Более 11 тыс. человек поддержали кампанию Гринпис России против эксплуатации плавучей атомной электростанции (АЭС) «Академик Ломоносов» в Санкт-Петербурге. Экологи настаивали на том, что загрузка ядерного топлива в реакторы атомного энергоблока в пределах Санкт-Петербурга подвергает жителей города опасности и противоречит действующему законодательству. В апреле активисты Гринпис России провели акцию против плавучей АЭС. Против проекта плавучей АЭС также выступили представители общественной организации инвалидов «Союз «Чернобыль» России» и хибакуся (люди, подвергшиеся воздействию взрыва) — участники кругосветного морского тура на «корабле мира», жертвы бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. В итоге госкорпорация «Росатом» объявила, что запуск реакторов будет перенесен в Мурманск на базу Росатомфлота.
В октябре 2017 года в атмосфере ряда европейских стран был обнаружен рутений-106 — техногенный радионуклид, который в нормальных условиях отсутствует в окружающей среде. Эксперты из Германии и Франции предположили, что источник выброса находится в России на Южном Урале.
Экологи заявили, что даже небольшая концентрация рутения-106 в атмосфере свидетельствуют об аварийном выбросе, его воздействию подверглись десятки миллионов людей, и у кого-то из них обязательно будут проблемы со здоровьем.
Наиболее значительные концентрации рутения-106 были обнаружены в населенных пунктах около комбината «Маяк» в Челябинской области. Комбинат, принадлежащий государственной корпорации «Росатом», отрицает, что загрязнение атмосферы рутением-106, связано с деятельностью предприятия. Источник выброса все еще неизвестен.
Источник: https://www.asi.org.ru/news/2017/12/28/god-ekologii-itogi/