История подготовки и принятия закона о защите заповедников: мнение экологов
3 августа 2018 года подписан, официально опубликован и вступил в силу федеральный закон от 3 августа 2018 года № 321-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Ссылка на опубликованный закон: Федеральный закон от 03.08.2018 № 321-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Принятый закон значительно усилил законодательную защиту государственных природных заповедников и национальных парков. Согласно ему, земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах государственных природных заповедников и национальных парков, находятся в федеральной собственности. Земельные участки, расположенные в границах государственных природных заповедников, не подлежат отчуждению из федеральной собственности. Запрещается изменение целевого назначения земель и земельных участков, расположенных в границах государственных природных заповедников и национальных парков, а также строительство спортивных объектов капитального строительства и связанных с ними объектов инженерной и транспортной инфраструктуры (кроме тех, по которым до вступления в силу закона были выданы разрешения на строительство).
Кроме того, государственные инспектора по охране ООПТ получили права должностных лиц охотнадзора и охраны объектов животного мира, в частности, по ношению гражданского охотничьего оружия в качестве служебного.
История принятия этого законопроекта весьма поучительна и показывает отношение разных органов государственной власти к особо охраняемым природным территориям. Все началось с того, что 28 декабря 2013 года был принят Федеральный закон № 406-ФЗ, который представлял очень серьезную угрозу существующей системе ООПТ, поскольку допускал в принципе возможность изъятия земель заповедников и национальных парков, а также преобразования в национальный парк практически любого заповедника.
Однако принятие этого закона вызвало мощный общественный протест и отрицательное мнение экспертного сообщества. В результате, 31 января 2014 года Президент подписал поручение Пр-210, которым поручил Правительству законопроект с закрытым перечнем заповедников, которые могут быть переведены в нацпарки, и обеспечить его общественное обсуждение. Этот законопроект должен был также предусматривать усиление правового режима государственных природных заповедников и национальных парков, включая запрет на изъятие земельных участков и лесных участков, расположенных в границах этих особо охраняемых природных территорий (ссылка).
Хотя срок исполнения поручения был 1 июля 2014 года, только в июне 2015 года соответствующий законопроект был внесен Правительством в Думу, а 21 октября принят в первом чтении. В редакции первого чтения законопроект действительно обеспечивал выполнение поручения Президента. Однако, дальше с ним начали происходить удивительные вещи. В конце 2015-начале 2016 года в него попытались внести пункт, разрешающий менять границы национального парка Югыд ва, чтобы позволить вести в нем добычу золота (ссылка).
Однако общественная кампания против этого и принципиальная позиция правового управления Государственной Думы не позволили лоббистам включить в законопроект этот пункт (ссылка).
Осенью 2016 года Минприроды опубликовало проект поправок к этому законопроекту, предусматривающие возможность изменения границ ООПТ (в том числе заповедников и нацпарков) без всякого обоснования по решению Президента. Эти поправки к законопроекту вызвали столь мощный вал отрицательных отзывов, что для создания видимости хоть какой-то «народной поддержке» лоббистам пришлось прибегнуть к накрутке голосов на странице для публичного обсуждения (ссылка).
Это, однако, лоббистам растаскивания заповедных земель не помогло: общественное возмущение их деятельностью оказалось столь сильным, что минприродовский проект поправок к законопроекту не дошел даже до внесения в Правительство РФ.
Осенью 2017 года Минприроды снова подготовило проект поправок к этому законопроекту, который на этот раз позволял передавать земли заповедников и нацпарков в частную собственность «в случаях, предусмотренных земельным кодексом» (ссылка).
Тогда 15000 подписей граждан России против очередных поправок были переданы лично в руки Президенту, после чего они (поправки) были отозваны из правительства (ссылка).
И вот, наконец, этой весной за поправки взялся вновь созданный Комитет по экологии и охране окружающей среды Государственной Думы. Результатом этой двухмесячной работы стало принятие закона. Лоббисты изъятия и застройки заповедных территорий попробовали и в этот раз вставить свои пункты в законопроект перед самым вторым чтением — например, такие поправки попытались внести депутаты А.Б.Шулепов, Н.В.Школкина, А.В.Воробьев.
К чести Комитета по экологии, все эти попытки были отклонены. То, что они имели место, признал и председатель Комитета по экологии Бурматов: «Очень активно пытались всевозможные лоббисты нам так или иначе помешать в окончательном принятии этой версии законопроекта, протолкнуть те или иные свои интересы, но я хочу сказать большое спасибо всем членам нашего Комитета, единогласно все проголосовали и отбили эти лоббистские поправки, с которыми те или иные участники процесса здесь вокруг Государственной Думы нарезали круги».
Конечно, принятым законопроектом не решены все проблемы уникальной, имеющей уже более чем 100-летнюю историю, заповедной системы России. Однако, работа над проектом показала, что нынешний состав Комитета по экологии Думы, в отличие от предыдущих, настроен на сохранение заповедных территорий. А значит, есть шанс, что дальнейшее реформирование законодательства пойдет по этому пути. Мы готовы сотрудничать с законодателями в этих вопросах и надеемся на постепенное улучшение ситуации в нашей заповедной системе.
Михаил Крейндлин, руководитель программы по особо охраняемым природным территориям Гринпис России