«Каждый должен начать с себя!»
Тема нехватки воды на полуострове остаётся актуальной. Осадки хоть и выпадают, но их пока недостаточно. Ограничения подачи воды пока не вводятся. Однако расслабляться и думать, что всё отлично, пока рано. Мы решили задать несколько вопросов признанному эксперту в вопросах водоснабжения — Виктору Сергеевичу ТАРАСЕНКО, главе Крымской академии наук. Он объяснил, почему не стоит обольщаться насчёт запасов воды, и как каждый крымчанин может помочь в этой ситуации. Тема нехватки воды на полуострове остаётся актуальной. Осадки хоть и выпадают, но их пока недостаточно. Ограничения подачи воды пока не вводятся. Однако расслабляться и думать, что всё отлично, пока рано. Мы решили задать несколько вопросов признанному эксперту в вопросах водоснабжения — Виктору Сергеевичу ТАРАСЕНКО, главе Крымской академии наук. Он объяснил, почему не стоит обольщаться насчёт запасов воды, и как каждый крымчанин может помочь в этой ситуации.
— Вы говорили, что осадки, которые выпали, и это подтверждали в нашем Крымском гидрометцентре, по сути, наполнили Чернореченское водохранилище, так ли это? Городу-герою досталась вся вода?
— Можно и так сказать — досталась. Но тем не менее в процентном наполнении примерно половина его с водой. При норме около 64 млн. кубов, сейчас там где-то 32-34 млн., не больше. Но нужно признать, что и это хорошо. Главное, что осадки прошли, это радует.
К сожалению, в остальных водохранилищах — всего 30-40% наполненность. Это действительно мало. И нам важно об этом помнить.
— Можно ли говорить о том, что есть опасность введения графика подачи воды? Его ввели, потом отменили в Симферополе. Насколько реально, что в конце концов придётся вернуться к этой мере?
— Пока говорить об этом преждевременно. Выпали осадки, наполняемость сейчас на уровне 30-40%, кроме того, есть ещё и запасы подземных вод. Вчера и на Госсовете говорили о том, что наши наливные водохранилища нуждаются в большем количестве влаги. Их фактическое наполнение на уровне 30 млн. кубов — примерно 20%. Когда заполняли от Северо-Крымского канала, эти 8 водохранилищ вмещали 145 млн. кубов. Понятно, что разница не просто существенная, она огромная. Но чего уж вспоминать те времена. Мы в России, у нас в целом всё в порядке, а сложности, думаю, мы переживём.
Но учитывайте и то, что остальные из 15 наших водохранилищ: Симферопольское, Партизанское, Белогорское, Тайганское и другие, они по-разному наполнены. Симферопольское на 33% — около 13 млн. кубов, а должно быть 36 млн. кубов. Партизанское — 35%, Бахчисарайское — 17%. Но если бережно расходовать влагу, то до наступающего сезона весенних дождей и таяния снега мы продержимся. Эта водная блокада вынуждает нас экономить. Но она не приведёт к катастрофе. Давайте не забывать о том, что весной идут дожди. Шансы есть.
Кроме того, у нас есть запасы подземных вод. Суточный забор сегодня составляет около 700 тыс. кубов из всех водохранилищ и примерно такие же объёмы можно брать в сутки под землёй. Если всё вместе посчитать: подземные запасы примерно 150 млн. кубов, надземных около 140, то вроде бы и ничего. Но опыт подсказывает, что всё брать нельзя. Надо оставлять для сохранения экосистемы подземные хранилища. Все специалисты говорят, что да, до весны, начала туристического сезона мы уверенно продержимся. Но всё равно надо ждать осадки, таяние снегов, чтобы наполнялись наши водохранилища.
— А есть ли какие-то способы наполнения не только, условно, из воздуха?
— Сегодня тревожная, критическая ситуация, потому что если ниже 30% будет падать наполненность водохранилища, то нужно думать о стратегических резервах, каких-то альтернативных мерах. Это то, о чём я всегда говорил.
Надо заниматься сточными водами, а это около 150 млн. кубов в год — мы то, что забрали из водохранилищ сбрасываем в реки, в море, а эту воду можно повторно использовать. Есть варианты опреснения Сасык-Сиваша — это запас технической воды. Есть проекты, есть люди, которые говорят — давайте внедрять такие стратегические технологии, чтобы не зависеть от осадков.
— Скажите, почему на протяжении стольких лет у нас никак не решается вопрос опреснения, очистки именно сточных вод?
— В своё время, а точнее до 2014 года, всё было спокойно, никого это не волновало. По Северо-Крымскому каналу поступало сначала 3 млрд. кубометров воды, потом 1 миллиард. И тут вдруг оказалось, что мы вообще лишились этого источника. И надо решать проблему. Но проблема в инертности чиновников. Говорят, да, надо сделать. А дальше ничего не идёт. В пробирках, в лабораторных условиях давно уже всё сделано, в сотрудничестве с коллегами с Урала, из Тюмени. Но чтобы перейти на реальные рельсы, как мы в прошлом году пытались предложить нашим руководителям уже на уровне Москвы, к сожалению, никак.
Задайте этот вопрос правительству. Почему не профинансировать эти работы учёным применительно к конкретной ситуации? Нужно идти дальше. Мы предложили разные технологии — их очень много. Но пока что реальные деньги на то, чтобы подумать о резервных резервуарах, о наполнении водохранилищ, которые раньше были при Северо-Крымском канале — а привести их в чувство требует огромных организационных усилий — пока не выделены.
— Вы как специалист могли бы дать совет простым крымчанам: что каждый из нас может сделать для сохранения запасов воды?
— Конечно, это зависит от культуры водопотребления. Пошёл зубы почистить — включил кран на всю мощь. Но надо исходить из тех реалий, в которых мы живём. Это серьёзная проблема, и, может быть, мы вообще можем оказаться по обеспеченности водой в условиях стран Северной Африки. Поэтому каждому нужно начинать с себя.
Понятно, что в городе проще, чем в сельской местности. Там же хозяйства, скотину нужно поить, поля поливать. Тут нужны общие организационные усилия со стороны власти, науки, общественности — продумать, как имеющееся количество воды распределить. Ну и, конечно, не воровать воду. Это страшная беда. Бурят скважины на каждом участке, ферме, ставят огромные заборы, начинают брать сверх меры. А этого делать нельзя! Особенно в прибрежных зонах — начинает морская вода подсасываться. И это тоже культура водопотребления. Нельзя своим безответственным отношением делать хуже всем вокруг.
Надо жить сообразно нашим условиям. Мы фактически находимся на острове, вокруг нас солёная морская вода, и у нас зона климатическая такая, что осадков выпадает от 250 до 400 миллиметров в год в разных территориях — это не мало, но и не так уж много. Если каждый будет об этом помнить, мы справимся.
Валентина ВАСИЛЬЕВА.